АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСТ Р 53778-2010 НА ПРАКТИКЕ

Конаков Олег Анатольевич – Главный инженер проекта
ООО Сибирский экспертно-диагностический
центр «Проектстальконструкция», г. Новокузнецк, Россия


С 01.01.2011 г. веден в действие ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее ГОСТ), содержащий полный перечень работ, необходимых для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений (далее ЗиС) любой конструктивной формы и сложности.

Ниже приведены некоторые вопросы и замечания, возникшие при детальном изучении и попытке практического применения ГОСТа, вероятно требующих компетентных разъяснений или внесения изменений и дополнений в ГОСТ или хотя бы всеобщего обсуждения.

1 Соблюдения положений ГОСТа требуют специалисты Ростехнадзора при утверждении Заключений экспертизы промышленной безопасности на ЗиС. Однако, юридически эти требования неправомочны по следующим причинам:

1.1 ГОСТ не отменяет ни одного документа Ростехнадзора, регламентирующего проведение экспертизы промышленной безопасности (ПБ, РД), и ГОСТ содержит требования, несколько отличающиеся от требований упомянутых документов Ростехнадзора, а актуализация документов Ростехнадзора в связи с выходом ГОСТа не проведена. В этом случае правильное применение ГОСТа будет невозможно до тех пор, пока не будет четкой иерархии нормативных документов, например: ГОСТ, ПБ, РД или наоборот.

1.2 В Разделе I П-01-01-2009 «Перечень нормативных, правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора» ГОСТ отсутствует.

1.3 В ГОСТе нет ни одного слова об экспертизе промышленной безопасности.

1.4 ГОСТ не согласован с Ростехнадзором (в пункте РД 03-258-99 с изм. говорится «3.2 Заключение экспертизы рассматривается в соответствии со спецификой объекта экспертизы на предмет: … использования при проведении экспертизы нормативных документов, методик и других документов, утвержденных или согласованных Госгортехнадзором России». Про нормативные документы, введенные в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то есть про рассматриваемый ГОСТ, не говорится).

2 В ГОСТе содержится два термина:

— инженерно-геологические изыскания;

— обследование технического состояния оснований.

2.1 Согласно пункту 5.1.10б инженерно-геологические изыскания проводятся при необходимости обоснованной в «программе» (см. также п. 5.1.15), а в п.5.2 «Обследование технического состояния оснований и фундаментов» замечания «(при необходимости)» нет. Это может послужить основанием для необоснованных завышений объемов и стоимостей работ по обследованию ЗиС.

2.2 Пункт 5.2.13 содержит третий термин «инженерно-геологическое обследование». Просим уточнить термины, разночтения которых в государственных нормативных документах могут привести к необоснованным затратам на эксплуатацию ЗиС.

3 Пункт 5.2 предписывает обязательное обследование секционных фундаментов из «шурфов глубиной, превышающей глубину заложения фундаментов на 1…0,5 м в наиболее нагруженных местах». По нашим данным, такие шурфы способны привести к необратимым осадкам фундаментов и к необходимости последующего капитального ремонта ЗиС, а для проведения капитального ремонта ЗиС требуются разработка рабочей документации и проведение ее государственной экспертизы, что ведет к необоснованным материальным затратам на эксплуатацию ЗиС.

4 Пункт 5.2 предписывает обязательное обследование секционных фундаментов из шурфов. В тексте ГОСТа нет указаний об обязательном обследовании отдельно стоящих или ленточных фундаментов из шурфов. Формально можно считать, что это значит, что отдельно стоящие или ленточные фундаменты допускается не обследовать из шурфов. (Хотелось бы иметь официальный комментарий к данному утверждению.)

5 Пункт 5.2 предписывает обязательное обследование секционных фундаментов из шурфов, однако, пункт 12 раздела 1 ПБ 03-445-02 [8] запрещает отрывать котлованы вблизи фундаментов труб. В данном случае непонятно, какими документами пользоваться при наличии подобных противоречий? Приоритет документов до сих пор не узаконен.

6 Пункт 5.1.7 гласит: «При сокращении заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о техническом состоянии объекта, заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность результата обследования». Однако, в ГОСТе не приведены критерии, которыми заказчик может пользоваться для обоснованного сокращения объемов обследования, не снижая достоверность заключения о техническом состоянии объекта. Следует отметить, что технические руководители предприятий-владельцев ЗиС не являются специалистами в данной области и привлекают экспертные организации именно для выполнения означенных работ. Получается странная ситуация – для решения проблем с безопасностью ЗиС их владельцы обязаны привлекать специалистов, а для правильного определения объемов работ владелец тоже должен быть специалистом высокого класса в этой отрасли. А, что касается необоснованно завышаемых объёмов работ, то на промышленных предприятиях уже сейчас существует следующая ситуация – выполнены все экспертизы, а после оплаты счетов за их выполнение денег на ремонты уже нет. Всё таки, надзор тоже должен следовать принципам разумной достаточности.

7 Пункт 5.1.13 гласит: «Если результатов визуального обследования для решения поставленных задач недостаточно, проводят детальное (инструментальное) обследование». Однако пункт 5.1.13 не уточняет, что детальное (инструментальное) обследование может быть и выборочным, например, только «инструментальное определение параметров дефектов и повреждений».

В пункте 5.1.15 также нет пометки «при необходимости» или «конкретный объем работ обосновывается при составлении программы детального (инструментального) обследования…». Хотелось бы иметь чёткое разъяснение, является ли каждая позиция пункта 5.1.15 обязательной для исполнения, если, по мнению специализированной организации, это не требуется. Пример: в одной сборной железобетонной плите покрытия здания обнаружен скол бетона, снижающий прочность плиты покрытия. Согласно требованию пункта 5.1.13 в этом случае необходимо перейти к «детальному (инструментальному) обследованию». Объем детального (инструментального) обследования определен пунктом 5.1.15 и включает в себя 10 обязательных видов исследований и одно «при необходимости». Так как строгое исполнение указаний пунктов 5.1.13 и 5.1.15 может привести к необоснованным завышениям объемов и стоимости работ по обследованию технического состояния ЗиС, необходимо разъяснение или уточнение положений пунктов 5.1.13 и 5.1.15.

Например, требуется ли «Проверочный расчет несущей способности всех конструкций здания по результатам обследования» в описанном выше случае или достаточно расчета несущей способности только дефектной конструкции?

8 В ГОСТе нет разъяснения, что является «результатом проведения предварительного визуального обследования», если «детальное (инструментальное) обследование технического состояния здания» не проводилось (по техническому заданию заказчика или по решению экспертов).

Пункт 5.1.12 гласит: «Результатом проведения предварительного (визуального) обследования являются: … — предварительная оценка технического состояния строительных конструкций, инженерного оборудования, электрических сетей и средств связи (при необходимости), определяемая по степени повреждений и характерным признакам дефектов.». Однако ни один из компетентных проверяющих государственных органов вероятно не устроит «предварительная оценка…». Необходимо внесение дополнения в пункт 5.1.12 «… Или Заключение по итогам обследования технического состояния объекта (см. приложение В) согласно указаниям пункта 5.1.16 в случае, если при предварительном (визуальном) обследовании принято решение о достаточности этих работ для достоверной оценки технического состояния».

9 В библиографии ГОСТа содержится СП 13-102-2003 [1], в котором совершенно иначе изложен перечень работ по обследованию строительных конструкций ЗиС, однако актуализация СП 13-102-2003 на соответствие ГОСТ не проведена. Например, в п. 5.1.16 говорится, что оценка технического состояния ЗиС в заключении по итогам обследования дается по СП 13-102-2003, однако раздел 3 ГОСТа содержит несколько другие термины (нормативно-техническое состояние и др.). Вероятно, авторам СП 13-102-2003 следует ускорить приведение документа в соответствие нормативным документам более высокого статуса. В противном случае из ГОСТ следует убрать ссылку на документ, противоречащий ему.

10 В библиографии ГОСТа содержатся:

— временные строительные нормы [2-5];

— московские городские строительные нормы [6];

— московские руководящие документы [7],

ранее не являющиеся обязательными для применения. Считаем неправомерным внесение упомянутых документов в библиографию ГОСТа до внесения их в список нормативных документов, приведенных в распоряжении правительства РФ от 21.06.2010 г. №1047.

11 Общее мнение. По содержанию и некоторым ссылкам можно понять, что рассматриваемый ГОСТ разработан применительно к жилым и общественным зданиям крупного города, расположенного на карстовых полях. Некоторые требования ГОСТа трудноприменимы для промышленных ЗиС. Многие положения ГОСТа носят директивный характер (нет пометки «при необходимости»). Поэтому существует насущная необходимость в разъяснениях или дополнениях к ГОСТу по проблемам, перечисленным выше.

Вероятно, следует признать, что ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» применим только к жилым и общественным зданиям, поскольку разработан специалистами именно в этой отрасли.

 

Библиографический список

 

1. СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений.

2. ВСН 48-86 (р). Правила безопасности при проведении обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонта.

3. ВСН 57-88 р. Положение по техническому обследованию жилых зданий.

4. ВСН 58-88 р. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения.

5. ВСН 53-86 р. Правила оценки физического износа жилых зданий.

6. МРДС 02-2008. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных.

7. МГСН 2.07-2001. Основания, фундаменты и подземные сооружения.

8. ПБ 03-445-02. Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб. –М.: ГУП «НТЦ Промышленная безопасность». 2003.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.