РЕМОНТ ФУТЕРОВОК ДЫМОВЫХ ТРУБ

Панков Борис Николаевич – Генеральный директор
ООО ИЦ «БАУ Кемикал», Региональный представитель
ООО «BASF Строительные системы»

Кожевников А.И. – «Мосэнергоспецремонт» — филиал ОАО «Мосэнерго»

Ровенский А.П. – Главный специалист
ООО «BASF Строительные системы»


GradirniaРемонт футеровок дымовых труб является достаточно сложной инженерной задачей. Ее решить позволяет современная технология ремонтных работ с использованием готовых ремонтных смесей. В статье – о подобном опыте на объектах Мосэнерго.

Проблема обеспечения экологической чистоты производства – задача первостепенной важности для такого мегаполиса, как Москва. Специалисты – энергетики, работающие в «Мосэнерго», начали решать этот вопрос еще в 80-х годах прошлого века, переведя часть электростанций  с угля на природный газ.

Это позволило резко сократить количество вредных выбросов и  размеры складского хозяйства. Но при этом многие сооружения стали работать не в проектных режимах – ярким примером являются дымовые трубы, изначально спроектированные под удаление газов от сжигания угля или мазута.

Дымовые газы, образующиеся при сжигании природного газа, содержат в единице объема до 18% влаги. Наличие большого количества влаги в дымовых газах, работа дымовых труб в режиме неполной загрузки, постоянные пуски и остановки приводят к образованию конденсата на внутренней поверхности футеровки.

Под воздействием конденсата и атмосферной влаги в конструкциях дымовых труб образуются следующие повреждения:

— вымыв межкладочного раствора с последующим обрушением кирпичной кладки;
— разрушение кирпичной футеровки и ствола (для кирпичных дымовых труб) лещадкой. Разрушение происходит при циклах попеременного замораживания и оттаивания. Кирпичи разрушаются на всю толщину;
— разрушение теплоизоляционной прослойки между стволом и футеровкой из-за попадания влаги в зазоры;
— фильтрация влаги через швы бетонирования на наружную поверхность железобетонных стволов дымовых труб.

Основную массу перечисленных дефектов можно ликвидировать лишь после устранения первопричины – нарушения газоплотности футеровки и исключения попадания агрессивных газов на остальные элементы конструкции. Принятой на протяжении многих лет технологией являлось нанесение кислотостойких обмазок или торкретбетона на поверхность футеровки. Оба метода имели свои недостатки: кислотостойкие обмазки нетехнологичны в нанесении и обладают повышенной растворимостью, а покрытия из торкретбетона обладают сроком службы не более 2-3 лет.

Проблема использования материалов на основе портландцемента для ремонта бетона состоит в их усадке при воздушном твердении. Уменьшение воды затворения уменьшает ее значение, но даже минимальное превышение количества воды, необходимой для гидратации цемента, приводит к усадке. С этим боролись и продолжают бороться за счет введения пластифицирующих добавок или приготовлением жестких торкретбетонных смесей. Но все это полумеры, кардинальным решением проблемы является создание полностью безусадочных смесей с незначительным расширением. Только такой вариант позволяет обеспечить необходимую адгезию к ремонтируемому бетону.

Результат ремонтных работ зависит не только от качества ремонтных материалов, но и от комплексного подхода к проблеме ремонта:

— корректного определения причин и видов разрушений на стадии обследования;
— при принятии решения по технологии ремонта – учет всех фактических условий производства ремонтных работ, включающих имеющееся оборудование, уровень квалификации сотрудников, сроки производства работ и многое другое;
— определение необходимых свойств материалов с учетом вышеназванных факторов;
— выполнение ремонтных работ с учетом строгого соблюдения проектных решений или последовательного внесения изменений в проект ремонтных работ.

Сухие ремонтные смеси EMACO®, производимые в России с 2001 года, обладают не только безусадочностью. Основное требование – высокая стабильность качества обеспечивается сплошным контролем при производстве, каждая партия продукции контролируется по целому ряду параметров, включая расширение материала. Точное знание физико-механических свойств и их стабильность из года в год позволяют гарантировать высокое качество ремонта.

При производстве ремонтных работ прежде всего следует учитывать совместимость с основным бетоном, что обеспечивает долговечность ремонта.

Под совместимостью подразумеваются соотношение между физико-механическими, химическими и электрохимическими характеристиками и соотношение размеров ремонтной и существующей систем. Именно несовместимость материалов является главной причиной некачественного ремонта.

При ремонте армированного бетона особое значение придается электрохимической совместимости со старым бетоном. Ремонтный материал, с одной стороны, должен обладать высокой устойчивостью против проникновения хлоридов, воды, СО2 и кислорода и, с другой стороны, обеспечивать образование пассивной антикоррозионно-защитной пленки вокруг стержней армирования.

Помимо этого очень важно равенство значений коэффициентов температурного расширения. При изменении температуры материалы либо расширяются, либо сжимаются. Если коэффициенты температурного расширения ремонтного раствора и бетонного основания значительно отличаются, могут возникать большие напряжения на контактной поверхности между слоями. В случае использования эпоксидных составов коэффициент температурного расширения может быть в 2-5 раз выше, чем у бетона. При использовании ремонтных материалов EMACO® на основе цемента такой проблемы нет.

Подобная же ситуация возникает при применении ремонтных материалов с модулем упругости, отличающимся от модуля упругости бетона. В таком случае следует ожидать неравномерное распределение нагрузок и соответственно разные деформации.

Специальные ремонтные смеси EMACO® отличаются следующими свойствами:

— жестко нормированным составом используемого цемента;
— применением активных пуццолановых микрочастиц, значительно повышающих прочность, водонепроницаемость и коррозионную стойкость бетона;
— наличием преднапряжения благодаря расширяющей добавки;
— низким водоцементным отношением.

Сочетание этих свойств обеспечивает хорошую химическую, механическую и защитную совместимость и долговечность отремонтированной конструкции.

Также в материалах EMACO® применяется полиакрилнитриловая фибра, которая успешно противодействует образованию микротрещин в материале. Фибра в два-три раза увеличивает прочность на растяжение свежего раствора и защищает от образования трещин при испарении воды.

Поверхность полиакриловых волокон подвергают специальной обработке, в результате которой она становится рифленой с выемкой вдоль волокна, что улучшает физическую адгезию с вяжущим. Кроме того, существует химическое взаимодействие между фиброй и цементом, что также повышает адгезию.

Помимо специальных свойств, материалы EMACO® обладают и необходимыми для любого высококачественного бетона характеристиками. Это высокие морозостойкость (не менее 300 циклов в солевых растворах), водонепроницаемость (не менее W12) и прочность (70 МПа через 28 суток).

Отдельная группа характеристик – технологические. Самые важные из них – это скорость набора прочности (30 МПа через 24 часа) и удобство нанесения. В зависимости от вида выбранного материалы возможна укладка как тиксотропных смесей на вертикальные поверхности без применения опалубки, так и литых смесей без виброуплотнения при использовании опалубки.

Все перечисленные свойства и качества ремонтных материалов являются важными, но не достаточными для долговечного ремонта. Это связано с тем, что в процессе ремонта мы заменяем от 5 до 10 % массы бетона. Основная масса бетона остается старая, со всеми накопившимися проблемами: карбонизацией, пониженной морозостойкостью, разрушениями цементного камня, вызванного коррозией бетона. В таких ситуациях может спасти только комплексный, системный подход к восстановительным работам.

Поэтому при ремонте градирен помимо восстановления бетона оболочки сухими смесями EMACO® выполняли операции по защите арматуры антикоррозионными составами Masterseal® 300. Это снижает вероятность коррозии арматурной стали при дальнейшей эксплуатации. Также была выполнена гидроизоляционная защита внутренней поверхности специальным материалом Masterseal® 540, что резко снизило степень отрицательного воздействия влаги на старый бетон с пониженной морозостойкостью. Мы не только восстановили тело бетона, но и выполнили мероприятия по его защите. Выбранная стратегия ремонта позволила уменьшить влияние основной причины разрушения оболочек градирен.

Все эти факторы и создали ситуацию, что специалисты «Мосэнергоспецремонта», ОАО «ОРГРЭС» и ОАО «НИИЭС» начали системную разработку технологии ремонта футеровки с использованием современных ремонтных материалов.

В результате проведенных лабораторных исследований в 2001 году было принято решение об опытном ремонте футеровки дымовой трубы №6 на ТЭЦ-20 АО «Мосэнерго». Если кратко, то последовательность работ выглядит следующим образом:

— монтаж уникальной технологической площадки для производства работ;
— водоструйная очистка кирпичной кладки футеровки от разрушенного кирпича и раствора под высоким давлением;
— нанесение специального ремонтного материала EMACO® S88C механическим способом;
— уход за уложенным материалом.

При этом необходимо учитывать, что ремонт футеровок дымовых труб является достаточно сложной инженерной задачей, реализуемой в условиях работы на высоте, и предварительно выполнять максимальное количество операций. Этой идеи в полной мере отвечает использование готовых ремонтных смесей, позволяющее 4 операции из 6 выполнить предварительно:

— входной контроль всех компонентов;
— дозирование компонентов;
— перемешивание компонентов;
— контроль качества готовой смеси.

На объекте остается только затворить смесь водой и перемешать.

Обследования, выполненные через 1, 3 и 4 года эксплуатации показали, что был выбран правильный путь. Это позволило разработать и утвердить типовые решения по ремонту футеровки дымовых труб, работающих на природном газе.

В рамках этого технического решения специалистами «Мосэнергоспецремонта» был выполнен ремонт футеровок дымовых труб на ГРЭС-4, ТЭЦ-17, ТЭЦ-20, ТЭЦ-22, ТЭЦ-23, ТЭЦ-28, ТЭЦ-8.

В 2003 году опыт, накопленный при ремонте дымовых труб, был использован при производстве работ по ремонту оболочки градирни №7 ТЭЦ-22. Многие этапы в технологии ремонта пришлось кардинально перерабатывать. Это было вызвано большими площадями ремонта, необходимостью защиты бетона от воздействия пара при эксплуатации, сложностями в уходе за свежеуложенным материалом.

На настоящий момент можно с уверенностью констатировать, что эти вопросы решены благодаря совместной работе производителя ремонтных работ, отраслевых институтов и производителя ремонтных материалов.

В основу идеи ремонта легло разделение вопросов ремонта тела бетона и гидроизоляционной защиты. В рамках этой концепции ремонт бетона в зависимости от видов дефектов выполнялся различными видами материалов EMACO®, а гидроизоляционная защита специальным составом Masterseal® 540, что позволило исключить возможность попадания воды в тело бетона.

По этой технологии специалистами «Мосэнергоспецремонта» выполнен комплексный ремонт градирен №7, 3, 2 на ТЭЦ-22, градирни №3 на ТЭЦ-20, градирни №5 на ТЭЦ-23, кроме этого отремонтированы колоннады и другие элементы на Каширской ГРЭС, ТЭЦ-8, ТЭЦ-20, ТЭЦ-23.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Виталий

    Вначале написано про конденсат. Дальше читать не стал и никому не советую. В дымовой трубе всегда есть тяга. Если конденсат и бывает, то совсем не недолго. Причины разрушения футеровки совсем другие.
    Это просто неграмотная реклама эмаки.

Добавить комментарий для Виталий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.