АНАЛИЗ ДАННЫХ С РЕГИСТРАТОРОВ ПАРАМЕТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ КРАНОВ, ОТРАБОТАВШИХ НОРМАТИВНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ

Бурилкин Игорь Владимирович – Главный специалист
отдела подъемно-транспортных машин
ОАО «Магнитогорский ГИПРОМЕЗ», г.Магнитогорск

 


1.Требования для установки и оформление результатов считки с РП

Требование по установке регистраторов параметров (РП) на краны мостового типа имеет свою историю: в соответствии с ПБ 10-382-00 [1] краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6 ИСО 4301/1 [2] должны быть оснащены устройствами для учета наработки в моточасах, а именно регистраторами параметров. Краны мостового типа без РП в соответствии с требованиями [1] для кранов, изготовленных по ранее разработанным проектам, владелец по согласованию с органами госгортехнадзора оборудует устройством учета наработки (РП). Если кран невозможно было оборудовать данным прибором безопасности, эксплуатация крана запрещалась. Поэтому все краны, попавшие под данное требование, к выходу новых Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [3] в основном были оснащены РП.

В соответствии с новыми требованиями [3] подробно разобраны случаи модернизации и ремонта РП, дано определение регистратора параметров – устройство, регистрирующие (записывающие и сохраняющие) параметры работы подъёмного сооружения (далее ПС) в процессе его эксплуатации. Данное устройство автономного исполнения может либо быть совмещено с ограничителем грузоподъёмности, либо иметь иное конструктивное исполнение. Таким образом, устройство для учета наработки в моточасах, ранее устанавливаемое на кранах, полностью соответствует данному определению.

В соответствии с требованиями к регистраторам параметров грузоподъемных кранов РД 10-399-01 [4] цель применения данных приборов:

— контроль за работой грузоподъемного крана со стороны его владельца, в том числе и при передаче в аренду и лизинг, и изготовителя (продавца) машины для объективной оценки ее эксплуатационных характеристик и в рекламных ситуациях;

— получения объективной информации для установления причин аварий и несчастных случаев при их расследовании;

— оценки технического состояния крана при проведении экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с указанными целями в РД СМА-001-03 (Рекомендации по применению РД 10-399-01 «Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов» [5]) разработаны протоколы по считыванию и оформлению информации:

— Форма 1. ПРОТОКОЛ проверки РП после изготовления, монтажа, ремонта, наладки и периодически в процессе эксплуатации;

— Форма 2. ПРОТОКОЛ проверки эффективности использования крана в условиях эксплуатации;

— Форма 3. ПРОТОКОЛ обработки информации РП при составлении заключения экспертизы промышленной безопасности крана;

— Форма 4. ПРОТОКОЛ обработки информации РП при расследовании аварии крана.

2. Изготовление, монтаж, подключение к электропитанию РП

 

Промышленностью выпускаются различные модели регистраторов параметров: ООО «НПП «АСКБ» (Альфа М), ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» (ОНК-160М), ЗАО ИТЦ «Крос» (ОГШ 2.10) ООО НПП «Резонанс» (ОГМ-240) [6]. На зарубежных кранах фирмы-изготовители устанавливают РП своей конструкции. Различить РП можно по принципу установки датчиков:

— с установкой на неподвижный конец канатов – вызывает необходимость перенастройки РП при замене каната, которая для литейных кранов обычно проводиться не реже одного раза в год, поэтому при частой перенастройке возможны потери части информации с РП;

— установка тензоосей не рекомендуется [6];

— установка датчиков под опору барабана, преимущество данного способа – возможность замены датчика с сохранением работоспособности крана, но замеры выполняются с невысокой точностью;

— установка РП под ось блоков, где нагрузка на верхних блоках одинакова при подъеме и опускании груза, является наиболее точным способом считывания.

Отдельно хотелось бы отметить часто встречающийся неправильный способ подключения РП к электропитанию крана: когда у машиниста крана появляется возможность отключить электропитание РП, такого не должно быть.

ЧИТАТЬ СТАТЮ ПОЛНОСТЬЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.