.

АНАЛИЗ ДАННЫХ С РЕГИСТРАТОРОВ ПАРАМЕТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ КРАНОВ, ОТРАБОТАВШИХ НОРМАТИВНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ

Бурилкин Игорь Владимирович – Главный специалист
отдела подъемно-транспортных машин
ОАО «Магнитогорский ГИПРОМЕЗ», г.Магнитогорск

 


1.Требования для установки и оформление результатов считки с РП

Требование по установке регистраторов параметров (РП) на краны мостового типа имеет свою историю: в соответствии с ПБ 10-382-00 [1] краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6 ИСО 4301/1 [2] должны быть оснащены устройствами для учета наработки в моточасах, а именно регистраторами параметров. Краны мостового типа без РП в соответствии с требованиями [1] для кранов, изготовленных по ранее разработанным проектам, владелец по согласованию с органами госгортехнадзора оборудует устройством учета наработки (РП). Если кран невозможно было оборудовать данным прибором безопасности, эксплуатация крана запрещалась. Поэтому все краны, попавшие под данное требование, к выходу новых Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [3] в основном были оснащены РП.

В соответствии с новыми требованиями [3] подробно разобраны случаи модернизации и ремонта РП, дано определение регистратора параметров – устройство, регистрирующие (записывающие и сохраняющие) параметры работы подъёмного сооружения (далее ПС) в процессе его эксплуатации. Данное устройство автономного исполнения может либо быть совмещено с ограничителем грузоподъёмности, либо иметь иное конструктивное исполнение. Таким образом, устройство для учета наработки в моточасах, ранее устанавливаемое на кранах, полностью соответствует данному определению.

В соответствии с требованиями к регистраторам параметров грузоподъемных кранов РД 10-399-01 [4] цель применения данных приборов:

— контроль за работой грузоподъемного крана со стороны его владельца, в том числе и при передаче в аренду и лизинг, и изготовителя (продавца) машины для объективной оценки ее эксплуатационных характеристик и в рекламных ситуациях;

— получения объективной информации для установления причин аварий и несчастных случаев при их расследовании;

— оценки технического состояния крана при проведении экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с указанными целями в РД СМА-001-03 (Рекомендации по применению РД 10-399-01 «Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов» [5]) разработаны протоколы по считыванию и оформлению информации:

— Форма 1. ПРОТОКОЛ проверки РП после изготовления, монтажа, ремонта, наладки и периодически в процессе эксплуатации;

— Форма 2. ПРОТОКОЛ проверки эффективности использования крана в условиях эксплуатации;

— Форма 3. ПРОТОКОЛ обработки информации РП при составлении заключения экспертизы промышленной безопасности крана;

— Форма 4. ПРОТОКОЛ обработки информации РП при расследовании аварии крана.

2. Изготовление, монтаж, подключение к электропитанию РП

 

Промышленностью выпускаются различные модели регистраторов параметров: ООО «НПП «АСКБ» (Альфа М), ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» (ОНК-160М), ЗАО ИТЦ «Крос» (ОГШ 2.10) ООО НПП «Резонанс» (ОГМ-240) [6]. На зарубежных кранах фирмы-изготовители устанавливают РП своей конструкции. Различить РП можно по принципу установки датчиков:

— с установкой на неподвижный конец канатов – вызывает необходимость перенастройки РП при замене каната, которая для литейных кранов обычно проводиться не реже одного раза в год, поэтому при частой перенастройке возможны потери части информации с РП;

— установка тензоосей не рекомендуется [6];

— установка датчиков под опору барабана, преимущество данного способа – возможность замены датчика с сохранением работоспособности крана, но замеры выполняются с невысокой точностью;

— установка РП под ось блоков, где нагрузка на верхних блоках одинакова при подъеме и опускании груза, является наиболее точным способом считывания.

Отдельно хотелось бы отметить часто встречающийся неправильный способ подключения РП к электропитанию крана: когда у машиниста крана появляется возможность отключить электропитание РП, такого не должно быть.

ЧИТАТЬ СТАТЮ ПОЛНОСТЬЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.