ОПТИМИЗАЦИЯ КОНСОЛЬНО-БАЛОЧНЫХ СИСТЕМ

Ягофаров Хабид – профессор кафедры «Строительные конструкции
и строительное производство» ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет путей сообщения», г.Екатеринбург,
доктор технических наук

Ягофаров Анвар Хабидович – доцент кафедры «Строительные конструкции
и строительное производство» ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет путей сообщения», г.Екатеринбург,
кандидат технических наук

Разумов Алексей Владимирович– аспирант кафедры «Строительные
конструкции и строительное производство» ГОУ ВПО «Уральский
государственный университет путей сообщения», г.Екатеринбург,
инженер

 


Снижение материалоемкости изделий без увеличения трудоемкости изготовления является важной задачей проектирования [1]. Консольно-балочные схемы позволяют решить эту задачу.

Консольные балки неоправданно мало применяются в качестве несущих конструкций промышленных и гражданских сооружений. Возможно, это связано с недостаточной изученностью консольно-балочных систем.

Наиболее ярким примером консольно-балочной системы является железнодорожный мост через залив Фёрт-оф-Форт у восточного берега Шотландии, возведённый в 1882-1890 гг. [2].

Рационально применение консольно-балочных схем в протяженных конструкциях, например, в транспортных галереях [3, 4], а также при реконструкции различных пролетных строений [5].

Консольно-балочным схемам свойственны преимущества как разрезных, так и неразрезных балочных схем: нечувствительность к неравномерным осадкам опор, так как схема статически определима; меньшие расчетные изгибающие моменты; повышенная жесткость; экономичность.

Кроме того, консольно-балочная схема обладает преимуществом, свойственным только ей, – возможностью регулировать усилия за счет изменения вылета консоли [6, 7].

При определенной величине вылета консоли опорный момент становится равным пролетному, в результате чего достигается максимально эффективное использование материала конструкции [8]. Оптимальный вылет консоли зависит от вида консольной схемы, соотношения постоянной и временной нагрузок, количества сосредоточенных сил в пролете.

Однако на сегодня отсутствует методика оптимизации консольно-балочных схем.

В работе выполнен расчет оптимального вылета консоли (шарнира) для четырех консольно-балочных схем при различном соотношении постоянной и временной нагрузок и различном количестве сосредоточенных сил (рис. 1).

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.