.

ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ АВАРИЙНОГО ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ИНФРАСТРУКТУРУ ТЕРРИТОРИЙ

Котляревский Владимир Абрамович – Главный научный сотрудник
Научно-образовательного центра исследования экстремальных
ситуаций Московского государственного технического
университета им.Н.Э. Баумана, г.Москва,
доктор технических наук, профессор, Заслуженный
деятель науки и техники РСФСР


Вероятность катастрофических последствий падения самолетов на порядки выше посещения Земли космических тел [1, 2]. По имеющимся данным [3], на миллион (N) полетов кампании «Аэрофлот» приходится n = 18,62 катастроф. Из доклада 2006 г кампании общее число рейсов за год составило NG = 247 тысяч. Время выполнения миллиона рейсов Tr=N/NG = 4,05 года. Технический аварийный риск полета самолетами кампании «Аэрофлот» равен n/(N×Tr) = 18,62/(106×4,05) = 4,6×10–6 ед./рейсо-год. По статистике реальный индивидуальный риск гибели в авиакатастрофе (2006×г.) на самолетах российских кампаний составляет 8,6×10–5, на самолетах зарубежных кампаний (Европа и США) – 0,65×10–5. Прогнозирование возможных последствий авиакатастроф является актуальной задачей.

С аварийным падением самолета при ударе о землю и разливе топлива из разрушенных баков возможно возгорание разлива и пожар, возникновение детонации или дефлаграционного взрыва испарившегося облака, а также огненного шара. Удар самолета о земную поверхность возбуждает сейсмические волны. То есть вследствие падения самолета высока вероятность гибели экипажа и пассажиров, а также возможно появление поражающих факторов, вызывающих сгорание, разрушение различных объектов и травмирование людей на местности.

Поражающий эффект аварийного падения самолета зависит от взлетной массы самолета Mсам, остатка массы MТ и типа топлива в баках, а также высоты падения hр. Коммерческие самолеты различных типов со взлетной массой Мсам = 300–400 т могут иметь в баках топливо со средним отношением исходной массы к взлетной массе βМТ0/Мсам ~ ~ 30-35 % и более. Например, для Боинга 777-300 с Мсам = 297,56 т максимальная масса топлива 171 тыс. л., то есть при плотности авиакеросина 775 кг/м3 отношение β~ 0,45. Остаток массы топлива в полете перед аварией (или отношение βMТ/Mсам) в зависимости от типа самолета и условий полета может быть в широких пределах.

Возможный сценарий аварийного падения самолета, зависящий от большого числа случайных факторов, предвидеть практически невозможно, и на практике различные аварийные процессы часто рассматривают раздельно или устанавливают на основании экспертных оценок. Статистические вероятности различных сценариев развития аварии с выбросом жидких углеводородов таковы [9]:

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.